Нейродинамическая гимнастика

Нейродинамическая гимнастика

Дети любят бегать и резвиться, они готовы играть в активные игры. Почему им это так нравиться? Подсознательно они чувствуют влияние активности на своё развитие. Когда ребенок прыгает, бегает, совершает разные физические движения, он изучает пространство, изучает свои возможности в этом пространстве. И что еще очень важно, у него происходит активное формирование таких важных каналов информации об окружающем мире, как: вестибулярная система (система поддержания равновесия, ощущение силы тяготения Земли), тактильная система (система кожной чувствительности), проприоцептивная система (это восприятие собственной позы и движений, мышечно-суставное чувство).

Но зачастую современные дети ограничены в проявлении спонтанной двигательной активности – недостаточность пространства для её проявления, довольно загруженный дневной график занятий, физические особенности ребенка, которые не позволяют ему это делать и пр. Но если мозг ребенка не получает достаточной информации о положении тела в пространстве, о тактильных ощущениях, нарушается процесс формирования сенсомоторной интеграции. И это препятствует развитию высших психических функций. При недостаточной сенсорной интеграции у ребенка могут наблюдать сложности в развитие речи, сложности в освоение различных двигательных навыков, ребенок может часто падать, натыкаться на углы, путать правую и левую стороны, быть чрезмерно активным или наоборот очень пассивным и бояться любой активности.

При недостаточной сенсомоторной интеграции детям показаны подвижные игры и физические упражнения, которые будут способствовать её развитию. Комплекс таких упражнений называют нейродинамической гимнастикой.

Что дает ребенку нейродинамическая гимнастика? Нейродинамическая гимнастика способствует тому, что происходит интеграция всех органов чувств. И происходит сенсорная интеграция.

При хорошей сенсорной интеграции информация от всех органов чувств поступает в головной мозг, где происходит упорядочивание ощущений таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на поступающие стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Все мы знаем о таких каналах чувствительной информации, как слух, зрение, обоняние. Но это далеко не все каналы информации, которую получает человек из окружающего мира. Есть еще и такие каналы чувствительной информации, как: вестибулярная система, тактильная система, проприоцептивная система. Эти системы формируются еще внутриутробно и служат базой для формирования таких систем восприятия как слух, зрение, обоняние. Развитие основных каналов чувствительности является обязательным этапом психического развития человека.

Для кого полезны занятия нейродинамической гимнастикой

Занятия нейродинамической гимнастикой полезны для ходячих детей от 2х лет. А особенно они показаны:

  • детям с задержкой речевого развития;
  • для детей с СДВГ;
  • для детей, у которых есть сложности в освоение некоторых двигательных навыков (велосипед, рисование, письмо, завязывание шнурков и т.д.);
  • для детей, если у них наблюдаются нежелательные проявления в поведении (агрессия, истерики, негативизм, возбудимость и пр.);
  • для детей, у которых проявляется рассеянность, невнимательность, они ленивые и ничего не хотят.

Как проходят занятия

Занятия проводятся в специально оборудованном зале, где ребенок получает различные ощущения, которые стимулируют все каналы сенсорной информации. Нейродинамическая гимнастика включает в себя подвижные игры, в ходе которых ребенок получает вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения.

Во время занятий ребенок максимально активен, он выбирает те движения, которые ему необходимы сейчас, и именно такие движения способствуют формированию сенсорной интеграции. Взрослый в этот момент рядом и осуществляет активное взаимодействие с ребенком в его игре. Во время занятия происходит чередование спонтанных движений ребенка и движений, которые предлагает взрослый, включая их в общую игру. Такое взаимодействие взрослого и ребенка через игру способствует развитию эмоций, разностороннего мышления, осознанной речи.